ГОЛАЯ ПРАВДА АРТ-МОСКВЫ                                                                                                   Текст, фото - Михаил Забелин     

Ринат Волигамси. “Проверь своё зрение”. 2006. Холст, принт. 100х80 см.

В апрельском номере TRL мы завершили обзор Арт-салона в ЦДХ пожеланиями тёплых дней. Начиная рассказ о десятой, юбилейной Международной художественной ярмарке “Арт Москва”, проходившей в Центральном Доме Художника с 17 по 21 мая, можно констатировать - такие разные по концепции события объединила как минимум одна общая черта: прохладный приём. Посетителей ярмарки встречало хмурое небо, столбик термометра немногим больше десяти и солидная очередь к билетным кассам.
Если бы обычный добропорядочный человек отправился на ярмарку с намерением присмотреть что-нибудь для украшения домашнего интерьера, его бы скорее постигло разочарование. Дело в том, что Арт-Москва - не совсем ярмарка предметов искусства в привычном понимании, это прежде всего шоу, действо, призванное поддерживать репутацию российского рынка современного и актуального искусства как прогрессивного, хотя ещё и молодого. Экспозиция заняла практически все свободные помещения ЦДХ на четырёх этажах, где разместились выставки 67 галерей, некоммерческие проекты (в этом году их немного), специальные экспозиции, в том числе авторские, участников из тринадцати стран мира - России, Германии, Франции, Эстонии, Италии, Китая, Австрии, Венгрии, Украины, Швейцарии, Великобритании, Латвии, Швеции. Иностранных участников и посетителей действительно было много. По мнению М. Е. Швыдкова, “ярмарка стала масштабным форумом, открытой сценой для самых передовых направлений актуального визуального искусства, радуя гостей яркими творческими открытиями, оригинальными экспозициями, отражающими самые смелые идеи и новейшие течения в сфере визуального искусства”. Отметим, что смелые идеи и творческие открытия действительно присутствовали, скучно не было - российский зритель познакомился с contemporary art в полном объёме.
На первом этаже посетителей встречал специальный проект издательской программы “Интерроса”, некоммерческая видеоинсталляция “Книга IV. Центральное телевидение. Программа передач”. С помощью сорока телевизионных мониторов, установленных в затемнённом помещении, зритель окунался в незабываемую атмосферу советского центрального телевидения. Программа “Время”, Международная панорама, Утренняя почта, Здоровье, В гостях у сказки, АБВГДейка, В мире животных, Музыкальный киоск, Клуб кинопутешествий, Очевидное-невероятное... Специально смонтированные фрагменты этих передач напоминали, в каком мире мы жили и позволяли посмотреть на пройденный за эти двадцать-двадцать пять лет путь взглядом гражданина СССР. Вот на трибуне очередного съезда партии Леонид Ильич внимает “продолжительным аплодисментам”, продолжительным тем более, что режиссёр инсталляции запустил одни и те же фрагменты по нескольку раз для усиления эффекта. Затем начинается знаменитая программа Время. До чего же наивной смотрится в век компьютерной графики её заставка! Нет, не та, где советский спутник (или баллистическая ракета?) вылетает с европейской территории СССР и приземляется на территории США, а предшествующая - антенна дальней космической связи, огромная “тарелка” вращается в оранжевых лучах солнца на фоне синего неба - вот и весь пафос самой важной программы новостей Советского Союза (впрочем, заслуженный, потому что эта “тарелка” - грандиозный радиоастрономический телескоп РТ-70, построенный в Крыму в окрестностях Евпатории, по-прежнему функционирует). Международные обозреватели в солидных костюмах толкуют о борьбе за мир, корреспондент с ужасом рассказывает о капиталистическом телевидении с рекламой, перебивающей эфир, и оболванивающими шоу (на экране мелькает игровой стол, невероятно похожий на знакомую “вертушку” из капитал-шоу “Поле чудес”). Отдохнуть от

Центральное Телевидение в лицах на видеоинсталляции “Программа передач”. Интерроса.

политики можно с Ираклием Андрониковым и с тётей Валей из программы “В гостях у сказки”. В учебных передачах Образовательного канала эфирное время расходуется на неторопливый показ иностранных слов на экране с параллельным произношением (такая расточительность сегодня кажется невероятной). Да и примеры выбраны по случаю: “В этой картине слишком много чёрного. Она стоит слишком дорого”. Нарезки с первого съезда народных депутатов СССР сменяют балерины из “Лебединого озера”, и вот наконец все экраны заполняет такой вкусный и полезный йогурт с кусочками натуральных фруктов. Мы в современности, продолжаем осмотр.

Поднимаемся на антресольный этаж, где развернулась огромная экспозиция Викентия Нилина, выгрызающего зубами фигуры женщин из стволов деревьев (Нилин якобы потерял кисти рук на лесопилке). Правда, скульптуры выставлены недогрызенными и находятся в стадии чурок - Викентий отбыл в командировку (уж не в Бобруйск ли?) и не успел закончить свои творения. По другим данным, Нилин вовсе не скульптор, а фотограф и писатель, который занимается пародийными мистификациями. Свои скульптуры он завещал администрации Дома Художника, реакция которой на это событие неизвестна, зато известно точно, что отопление в ЦДХ не дровяное.

 

Женщины как брёвна - незавидная судьба скульптора Нилина.

Минуя лесопилку, поднимаемся на второй этаж и подходим к знаменитым вращающимся дверям главного зала в ЦДХ, где взору предстают фигуры обнажённых (а может быть, голых?) мужчины и женщины почти четырёхметрового роста. Автор работ, Виктор Кириллов, настолько вложил в них все свои творческие силы, что придумать название уже не смог.

 

Дети до 16 лет посещали выставку исключительно в сопровождении взрослых не без помощи Виктора Кириллова. Без названия. Холст, акрил, 372х124 см, 2006.

 

Ты смотришь на искусство, искусство смотрит на тебя. Девушки за стеклом совсем как живые.

А вот статисты, расположившись за стеклом в живой инсталляции галереи Врублёвской, были в положительных красных купальниках. Хоть экспозиция была и коммерческой, девушки не продавались, как вместе, так и по отдельности. Вообще тела на выставке было предостаточно, и чего только с ним не вытворяли! Бывало, фантазия художников развивалась в сторону насилия, убийств, оружия и любви к нему, эгсгибиционизма, трансвестии, скотоложества, порнографии... Основными темами современного актуального искусства (contemporary art) является жизнь в её широком проявлении, и многие авторы твёрдо следовали канонам contemporary art, заглядывая в том числе и на задворки цивилизации, часто в угоду эпатажу размывая границы между добром и злом. На ярмарке была и кровь, вытекающая из вентиляционных решёток ЦДХ, и обезглавленный лыжник внутри игрового автомата (эту сцену вы могли случайно увидеть в одном из своих ночных кошмаров), были портреты лучших бомжей с Курского вокзала, и Ленин, переворачиваюшийся в

гробу или предлагающий секс-услуги (над мёртвыми персонажами очень удобно прикалываться - они не могут прикольнуться в ответ) - вот такие темы современное искусство отражает и пытается передать (в меру своих возможностей) через художественный образ. Кстати, прогуливаясь по коридорам ЦДХ, на полу рядом с голой стеной (на этой ярмарке даже стены были голые), посетители наблюдали кем-то брошенные кроссовки, носки, джинсы, трусы, футболку, словно какой-то подросток под впечатлением от увиденного на ярмарке вдруг решил, что одежда ему больше не нужна. И лишь загадочно улыбались представители расположенных неподалёку галерей...

 

Прогуливаясь по коридорам ярмарки. Продвинутый экспонат или обычный мусор?

Самый яркий экспонат.Molitor&Kuzmin.“Груз малой скоростью”.Люминесцентные лампы,европоддоны.

Не обошлось без ярких экспонатов, которые несли свет и тепло в ваш дом в буквальном смысле. “Груз малой скоростью” собран из множества люминесцентных ламп и двух европоддонов Урсулой Молитор и Владимиром Кузьминым ещё в 1998 году. Габаритные размеры - 120х80х120 см., а вот самый важный параметр - потребляемая от сети мощность - увы, не сообщается.
Галерея Карина Закса (Мюнхен, Германия) среди прочего продемонстрировала весьма интересную работу Деборы Сенгл, к сожалению, опять без названия. Однако, изображённые на ней мощные парни в синих джинсах и собачьими головами невероятно напоминают персонажей компьютерной игры Duke Nukem 3D, поэтому оригинальное название к этой работе придумалось само собой - “Violence in L.A.Meltdown”, и по этому поводу господин (или госпожа?) Сенгл будет, как нам кажется, весьма благодарен (или благодарна?). “Насилие” могло бы украсить вашу спальню всего за пять тысяч европейских условных единиц, что очень скромно по масштабам ярмарки, впрочем, о деньгах чуть ниже.

Дебора Сенгл. Без названия. 2005. Холст, акрил, 120х150 см.

Множество споров среди православных верующих вызвала работа Рауфа Мамедова “Тайная вечеря”, выставленная Айдан-галереей, Москва. Сюжет - старый, а герои - новые, а именно - психически нездоровые люди, дауны, как называет их Рауф. Эту работу считают “симметричным ответом” на карикатурный скандал, однако она была создана задолго до него - ещё в 1998 году. “Человек безумный, равно как и человек искусства, все время провоцирует Бога. Есть люди, что ведут с Богом диалог публичный, а есть те, что ведут диалог интимный. Но в обоих разговорах момент провокации всегда присутствует... Когда я говорю, что провоцирую Бога, - это значит, что я хочу подняться к Нему, быть ближе, хочу чтобы Он меня любил и понимал”. Если задача мастера актуального искусства - провоцировать людей на новый взгляд, то Рауф решает провоцировать Бога. Как художник он любит своих подопечных. “Поймите, я очень люблю этих людей. И часто соглашаюсь с теми, кто считает, что они честнее и лучше людей разумных и здоровых... Более того, я очень хочу, чтобы и они меня полюбили”. Изображение “Вечери”, надо заметить, никогда широко не публиковалось в средствах массовой информации целиком, только фрагментарно.
На третьем этаже, в пяти залах разместился специальный выставочный проект “Да будет видео! Русский видео-арт 1996-2006”. Видео-арт как искусство родился в США в середине 60-х, видимо, после того, как вице-президент Никсон продемонстрировал главному искусствоведу СССР Никите Хрущёву студийный видеомагнитофон и цветное телевидение на знаменитой американской выставке в Москве. В настоящее время видеоискусство представляет из себя доступное средство самовыражения для художника, помогающее найти свою идентичность и место в художественном контексте. Экспозиция “Да будет видео” показывает, по мнению итальянского куратора Антонио Джеузы, некоторые из наиболее репрезентативных работ, составляющих основу отечественного видеоискусства. Наиболее заметной была работа группы “Синие носы”, открытая продвинутым московским галеристом Маратом Гельманом, - сибирских художников А.Шабурова и В.Мизина “Если бы я был Гарри Поттером”. Художник решил составить конкуренцию знаменитому медиа-герою и разделаться со всеми мировыми проблемами и общественными жупелами при помощи видеокамеры и волшебной палочки, используя самые простые технологии. Нищета, алкоголизм, проституция, эти пороки появляются в кадре в виде соответствующих нелицеприятных персонажей, а добрый Гарри прикасается к ним волшебной палочкой и замирает. Установленная на штативе видеокамера в этот момент останавливается, “плохие” персонажи из кадра уходят, а камера включается вновь, запечетлевая уже одного довольного “волшебника”. Несколько обескуражил фрагмент видео о победе над гомосексуализмом: перед тем, как дотронуться палочкой до объектов порока - двух обнажённых мужчин, Поттер прислоняется, прямо-таки прижимается к ним. “Синие носы” были замечены и в других залах, где демонстрировались фрагменты видеоинсталляции “Маленькие человечки” на дне деревянных ящиков, в которые заглядывали наиболее смелые посетители. Каждая работа “Синих носов” выполнена в виде DVD-диска, изданного ограниченным тиражом (например, пять экземпляров плюс три авторских) и предлагается за круглую сумму. Не правда ли, при нынешней простоте копирования DVD это выглядит как глумление над видеопиратством, и наряду с примитивностью съёмочного процесса также является частью авторского замысла.

От какого слова произошёл термин “поп-арт”? Неправильно, от “популярный”.

Гарри Поттер за одну секунду побеждает эксплуатацию человека человеком.

Марат Гельман говорит о деньгах.

После закрытия ярмарки были объявлены следующие итоги (со слов организаторов): общая сумма продаж составила 3 миллиона 150 тысяч неназываемых единиц, зарезервировано работ на миллион двести семьдесят. Отечественные галереи выступили более успешно, чем иностранные: в первую десятку по объёму продаж вошли семь наших галерей, и только три иностранных. Шестнадцать галерей не продали ничего, большая часть из них (десять) - опять же иностранные. Самый дорогой проданный экспонат - шахматный столик с доскою, стулья и аптечный шкафчик для фигур-пузырьков с таблетками от британцев Хирста и братьев Чапмен. Точная сумма не оглашается, примерная - полмиллиона. Цифры говорят об определённом становлении арт-рынка в России; существует даже мнение, что произведения изобразительного искусства - самое удачное вложение. Главное - не ошибиться, что считать произведением: этот детский стульчик с отверстием или тот гламурный принт с симпатичными убийцами. Кто знает, сколько заплатят за одну из этих драгоценностей поклонники актуального искусства завтра?

Наиболее смелые посетители заглядывали в коробки “Синих Носов”.